В память о Сергее Дрейдене смотрим фильм "ОКНО В ПАРИЖ"
«Окно в Париж» (фр. Salades russes) — двухсерийный комедийный фильм-фантасмагория режиссёра Юрия Мамина. Картина заняла 8-е место в списке 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша».
Съёмки фильма проходили в Санкт-Петербурге, Москве и Париже. Премьера состоялась 13 февраля 1994 года на Берлинском фестивале, в прокат фильм вышел в России в марте того же года. «Окно в Париж» считается самой известной и удачной режиссёрской работой Мамина.
Россия, 1992 год. Преподаватель музыки Николай Чижов поселяется в петербургской коммуналке, где живёт рабочий с фабрики музыкальных инструментов Горохов с семьёй. Предыдущая хозяйка комнаты бесследно исчезла, и фильм начинается с того, что взламывают дверь в опустевшую комнату. Во время вечеринки по случаю новоселья Чижов и его гости обнаруживают в комнате таинственно пропавшей старухи-соседки заставленное шкафом окно. Окно ведёт на крышу, с которой исследователи спускаются на улицу, будучи в полной уверенности, что это улица родного Петербурга, заходят в бар, приняв его за валютный, где выменивают себе пиво за юбилейные монеты. Гости уезжают на такси, а Горохов и Чижов возвращаются домой. Как выясняется на следующий день, это непростое окно: раз в несколько десятков лет оно открывается в Париж на небольшое время (в фильме есть даты по ст. ст.: 12.05.1912 — 27.06.1912; 17.03.1932 — 23.03.1932; 1.07.1962 — 3.07.1962; 8.05.1992 — 10.06.1992; 5.09.2012 — 18.09.2012; 10.01.2022 — 13.02.2022). Об этом рассказала остальным жильцам «на допросе с пристрастием» (Горохов угрожал кастрацией кота) застигнутая врасплох старуха, вернувшаяся в свою комнату за пропавшим котом.
Понимая, что время пребывания в Париже очень ограничено, Горохов с семьёй начинают вести коммерческую деятельность с целью заработать побольше валюты (торговля сувенирами, игра на шарманке и простое воровство, вплоть до протаскивания через «окно» машины Citroën 2CV); в процессе они сталкиваются с французскими уличными шарманщиками, но ухитряются заманить их в Петербург, где те попадают в милицию. Уехавшие в такси собутыльники обитателей коммуналки потерялись, но один из них, бывший партийный функционер, догадывается обратиться к Французской коммунистической партии под видом делегации из России, и французские коммунисты оплачивают многодневный счёт за такси — 8500 франков.
Параллельно развивается любовная история взаимоотношений главного героя фильма и парижанки, чья квартира имеет выход на ту же крышу, что и «окно». Желая избавиться от бурных протестов по поводу хамского вторжения в её жизнь, француженку заманивают через окно в Петербург, где, столкнувшись с российской действительностью 1990-х годов, она едва не сходит с ума, попадает благодаря прямому доносу Горохова в камеру предварительного заключения в милиции, выбраться из которой ей помогает главный герой.
Из-за того, что грузчики бесцеремонно разгрузили купленные лицеем компьютеры у него в классе прямо во время урока, Николай устроил скандал. На педсовете директор и завуч убеждают его во вторичности музыкального и эстетического образования для учеников. Николай с этим не соглашается, отказывается мириться, и его увольняют. Через своего давнего знакомого, живущего в Париже, Николай пытается найти себе работу, но ему не нравится играть произведения Моцарта в нудистском клубе, причём без штанов. Разочарованный, Николай решает показать Париж детям — своим ученикам, которые уже устроили забастовку по поводу увольнения любимого учителя. Ребятам город очень понравился, они пытаются зарабатывать уличными танцами и, узнав о том, что окно скоро закрывается, не хотят возвращаться, но Николаю удается их переубедить. Когда же приходит время возвращаться, герои на несколько минут опаздывают к закрытию окна, но им удаётся добраться до Петербурга, угнав самолёт в аэропорту Шарль-де-Голль.
Через несколько месяцев после закрытия окна Чижов видит на улице Петербурга старухиного кота и выслеживает его до трещины в стене. Немедленно появляется Горохов и начинает разламывать стену отбойным молотком, надеясь расчистить ещё одно окно в Париж.
В ролях
Сергей Донцов (Дрейден) — Николай Николаевич Чижов
Аньес Сораль — Николь
Виктор Михайлов — Николай Горохов
Нина Усатова — Верка, жена Горохова
Наталья Ипатова — дочь Горохова
Кира Крейлис-Петрова — тёща Горохова
Андрей Ургант — Гуляев
Виктор Гоголев — Кузьмич
Елена Драпеко — завуч бизнес-лицея
Валентин Букин — директор бизнес-лицея
Сергей Лабырин — лейтенант в отделении милиции
Анатолий Сливников — майор в отделении милиции
Олег Белов — начальник отделения милиции
Тамара Тимофеева — старуха — Мария Олеговна
Варвара Шабалина — женщина с «толчка»
Анатолий Рудаков — завхоз
Владимир Калиш — Иванов — работник обкома партии
Алексей Заливалов — Петров, трубач
Алексей Козодаев — Сидоров
Вячеслав Васильев — французский коммунист
Жан Рюперfr — мсье Прево
Малка Рибовскаfr — дама в чёрном
Бернар Кассюс-Суланис (Bernard Cassus-Soulanis) — агент строительной фирмы
Анатолий Шведерский — дирижёр
Юрий Тарасов — мальчишка-оратор, ученик Чижова (в остальных ролях учеников «Бизнес-лицея» — коллектив театра-студии «Форте» под руководством Татьяны Голодович, педагог Максим Демченко)
Игорь Бубенчиков — помощник завуча бизнес-лицея
Саундтрек
В фильме звучат преимущественно вариации на тему классической музыки.
В начальной и заключительной сцене фильма, а также по его ходу, использован мотив «Старинной французской песенки» (#16) из Детского альбома (Op. 39) Петра Ильича Чайковского в разных обработках.
Герой Андрея Урганта, зажав смычок между ног, исполняет на скрипке в Клозери де Лила под аккомпанемент фортепиано «Чардаш» Витторио Монти.
Картину морального падения детей в квартале красных фонарей Чижов представляет под мотивы «Куплетов Мефистофеля» Шарля Гуно.
В сценах, когда Чижов, подобно гаммельнскому крысолову, игрой на флейте увлекает за собой детей, в переложении для флейты и банджо звучит тема части № 2 (Аллегро) Кончерто гроссо фа мажор Генделя (оп. 6 № 2 HWV 320)
В фильме звучит Ballade No. 1 (Chopin)
Создание
По словам режиссёра, сюжетный ход с окном в Париж придумал Феликс Миронер и рассказал Алексею Герману, который и продал идею Мамину и Тигаю за бутылку коньяка.
Сцену с разгромом телефонной будки, попавшую в фильм, жена Юрия Мамина наблюдала лично на улице, выгуливая собаку.
Сцена с голым оркестром создавалась в Союзе композиторов.Награды
Награды
1993 — Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК (Премия кинопрессы Санкт-Петербурга за лучший фильм года)
1993 — ОКФ «Киношок» в Анапе (Приз за лучшую режиссуру)
1993 — Фестиваль сатиры и юмора в Санкт-Петербурге (Приз «Золотой Остап»)
1994 — 44-й МКФ в Берлине (Приз газеты Junge Welt)
1994 — Премия «Золотой Овен» (За лучшую кинокомедию)
1995 — Приз Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО. На 2-м Международном кинофоруме в г. Суздале («Номинация: Киноманифест»)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE_%D0%B2_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6