«Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан».
РИЧАРД ФЕЙНМАН — УЧЕНЫЙ, КОТОРЫЙ ПРИДУМАЛ ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ
Этот ученый-физик прожил хотя и не слишком долгую, но насыщенную жизнь. В основном он работал в области теоретической физики, однако не гнушался и практическими работами. Самыми громкими из них стало участие в проекте «Манхеттен», по завершению которого мир получил атомную бомбу, и исследования в сфере биологии. Если же брать теоретические разработки, то он вошел в число создателей квантовой электродинамики, предложив метод построения диаграмм квантовой теории поля, благодаря чему стало возможным объяснение преобразования элементарных частиц. Данный метод впоследствии получил имя своего разработчика. Будучи в полном расцвете творческих сил, он получил звание лауреата Нобелевской премии, а в конце жизни, выступая в прямом телеэфире объяснил причину гибели космического челнока «Челленджер». Имя этого, несомненно, великого ученого – Ричард Филлипс Фейнман.
Будущее светило науки появилось в семействе евреев, переехавших в Америку из Российской империи. Произошло это событие 11 мая 1918 года в одном из районов Нью-Йорка. К моменту рождения Ричарда его родители уже довольно долго проживали в США. Отец попал туда в совсем юном возрасте, будучи 5-летним мальчиком. Мать же так и вовсе родилась в Штатах в семье польских евреев, переселившихся за океан.
Это может показаться удивительным, но то, что его сын вырастет ученым, решил отец Ричарда, Мелвилл Артур. Стараясь развить у ребенка интерес к познанию, он старался максимально подробно давать ответы на его вопросы об окружающем мире, зачастую используя справочные материалы из различных научных областей. Отец старался подавать знания максимально корректно, без давления на неокрепшую психику. В итоге юный Фейнман сразу же после окончания школы поступил на физический факультет Массачусетского технологического института, а после его окончания продолжил учебу в университете Принстона.
С началом Второй мировой войны патриотически настроенный молодой аспирант отправился в военкомат, надеясь, что его возьмут в армию и отправят на фронт. Но в комиссии по призыву для перспективного физика не смогли найти достойной должности, а просто заниматься строевой подготовкой не захотел уже сам Фейнман. Он решил немного подождать, предполагая, что военная работа сама найдет его. И молодой ученый не ошибся.
Вскоре ему поступило предложение поучаствовать в разработке механических счетных машин, которыми бы артиллеристы рассчитывали бы траектории снарядов. Интересно, что они стали последними механическими счетными устройствами. Вскоре на смену им пришли электронные машины (ЭВМ), которые стали прародителями современных компьютеров. Не заставила себя ждать и следующая работа, гораздо более грандиозная, чем предыдущая. На сей раз Фейнмана пригласили в Лос-Аламос – место, в котором разрабатывалась первая в мире атомная бомба.
Предложение поучаствовать в проекте поступило все еще аспиранту Принстонского университета от известного физика Роберта Уилсона. У Фейнмана особого желания заниматься разработкой ужасающего по мощи оружия не было, однако предположив, что может произойти, создай нечто подобное нацисты, он принял предложение. Буквально перед отъездом в Лос-Аламос Ричард Фейнман женился на больной туберкулезом женщине, и впоследствии каждые выходные отправлялся к ней в госпиталь, где она находилась под наблюдением врачей.
Это может показаться невероятным, но работая в совершенно секретном проекте, в котором меры предосторожности и секретность должны были бы просто зашкаливать, молодой ученый приобрел репутацию взломщика сейфов. Он ухитрялся самостоятельно добывать необходимую для работы информацию, хранившуюся в сейфах других сотрудников. Причем параллельно он мог добывать настолько секретные данные, которые никоим образом не должны были попадать в чужие руки. Доказав столь необычным способом, что меры безопасности в проекте недостаточны, он стал казаться подозрительным своим военным кураторам.
После окончания войны Фейнман устроился в Калифорнийский технологический институт, однако смерть жены, хотя и вполне ожидаемая, буквально опустошила его. Ученый не мог полноценно работать, поэтому на некоторое время перестал генерировать новые идеи. Но для остального мира он все еще оставался крупным специалистом, имеющим в науке существенный вес. Ему регулярно приходили письма с предложениями о сотрудничестве от самых именитых вузов. Правда, Фейнман отвергал их. В конце концов, после того, как на его имя пришло письмо из Принстонского университета, в котором преподавал сам Эйнштейн, ученый решил принять предложение.
На новом месте Фейнман отрешился от мучивших его переживаний и целиком погрузился в работу. Он взялся сразу за несколько тем: продолжил разрабатывать собственную теорию квантовых превращений и стал изучать физику низких температур. По последнему направлению, применив уравнение Шредингера, сумел найти новый подход к понятию сверхтекучести. Объединившись с Мюрреем Гелл-Маном, являющимся первооткрывателем кварков, ученый начал разрабатывать теорию «слабого распада», при котором свободный нейтрон делился на протон и электрон с выходом антинейтрино. Данная работа дала толчок к открытию нового закона природы.
В 1960-е годы научный мир США посчитал, что преподавание физики в вузах находится не на должном уровне, отставая от запросов современности. Фейнман согласился исправить этот недостаток, и через 3 года работы предоставил труд «Фейнмановские лекции по физике». Эта книга стала настольным учебным пособием для студентов, и даже спустя полвека после своего появления считается лучшей в своем роде по дисциплине «общая физика». За основу учебника ученый взял курс из семи лекций, прочитанных в 1964 в элитном Корнеллском университете.
Еще одним направлением деятельности Фейнмана стала биология. В тех же 1960-х годах он лично принимал участие в экспериментах по исследованию поведения человека в помещениях, полностью изолированных от внешнего воздействия. В процессе этих экспериментов ученый даже употреблял препараты, ныне входящие в перечень легких наркотиков.
Итогом экспериментов лично для Фейнмана стало увлечение живописью. Он заинтересовался ею для понимания, как искусство влияет на человека. Поначалу его творения не блистали совершенством, но со временем, после прохождения курсов уроков рисования и набора опыта, он, что называется, «выписался». У него стали неплохо получаться портреты, причем настолько, что ученый смог провести персональную выставку своих работ. Правда, картины он подписывал не своим настоящим именем, а псевдонимом «Офей», сленговым словом чернокожего населения США.
Неким продолжением работы в сфере искусства стал выход в 1985 двух книг, в которых описывались различные истории, случившиеся с известным ученым. Двухтомник Фейнмановских историй стал весьма популярным, и не в последнюю очередь из-за изрядной доли юмора, с которой они описывались. Кстати, чувство юмора передалось ученому от матери.
Под конец 1970-х у Фейнмана обнаружилась тяжелейшая болезнь – одна из редких форм рака. Ученый попал под постоянное наблюдение врачей, которые изо всех сил старались помочь знаменитому физику. На некоторое время болезнь отступала, но потом проявлялась новыми симптомами. Однако медики боролись, а ученый продолжал заниматься любимым делом. Последним из них стало расследование катастрофы космического челнока «Челленджер», взорвавшегося вместе со всем экипажем почти сразу после старта в январе 1986.
Как прекрасный специалист, много работавший в сферах, близких к произошедшему случаю, он очень быстро разобрался в причинах катастрофы. Чтобы наглядно продемонстрировать их американцам, ученый в прямом эфире одной из телепередач поставил опыт, в котором полностью повторилось то, что произошло с космическим челноком. Этот эффектный эксперимент принес Фейнману славу человека, сумевшему разгадать причину трагедии, однако фактически он ее лишь озвучил. В НАСА прекрасно знали, почему погиб «Челленджер». Просто до катастрофы на существовавшие проблемы с надежностью техники там попросту закрывали глаза. А после того как трагедия произошла, все люди, имевшие по ней хоть какую-то информацию, были вынуждены молчать.
Участие в расследовании гибели «Челленджера» фактически стало «лебединой песней» ученого. В 1987 болезнь вернулась с новой силой. У физика стали отказывать внутренние органы, он сильно ослабел от постоянных мучительных болей. Наконец ученый сдался, подписав письмо с отказом от помощи медиков. В середине февраля 1988 Фейнмана не стало. Его похоронили на кладбище в Альтадене.
https://isralove.org/load/13-1-0-2354